Олег Фаустов: российский солдат будущего станет "железным человеком"
15.11.2022 |
Олег Фаустов: российский солдат будущего станет "железным человеком"
Вооруженные силы РФ значительно пополнились за счет частичной мобилизации. Оснащение более 300 тысяч бойцов и кадровых военных боевой экипировкой сегодня является одним из самых главных вызовов, связанных со специальной военной операцией. Заместитель гендиректора ведущего российского предприятия-производителя боевой экипировки и средств бронезащиты, Центра высокопрочных материалов "Армированные композиты" (Армоком) Олег Фаустов рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Сураеву о планах компании нарастить производство вдвое, перспективных разработках, а также о перспективах создания в рамках проекта экипировки солдата будущего "Легионер" бронекостюма "железного человека", который сможет полностью закрыть тело бойца как доспехи средневекового рыцаря.
– Олег Михайлович, каких основных результатов добилось ваше предприятие за 30 лет своего существования? Над какими перспективными проектами в сфере средств защиты военнослужащих вы работаете сегодня?
– Центр высокопрочных материалов "Армированные композиты" образовался в 1992 году как небольшое производственное предприятие по выпуску бронежилетов и защитных костюмов гражданского назначения. Сейчас мы специализируемся на разработке и изготовлении полного спектра средств индивидуальной бронезащиты для нужд министерства обороны и других силовых структур – бронешлемов, бронежилетов, бронещитов, защитных костюмов и других элементов индивидуальной и коллективной бронезащиты.
Кроме того, мы занимаемся бронированием военной техники – вертолетов, катеров, автомобилей, транспортно-пусковых контейнеров баллистических ракет, а также гражданской техники, в частности российских автомобилей представительского класса Aurus.
Помимо своих основных направлений работы в "лихие девяностые" мы выполняли довольно необычные заказы для важных персон, в том числе бронированные папки, дамские сумочки, шляпки и даже зонтики. Эти образцы до сих пор хранятся в нашем музее.
Что такое армированный композит? При изготовлении брони нами используются в качестве армирующего материала арамидные либо полиэтиленовые нити или ткани из них, которые вместе со связующим составом, нанесенным особым способом, и образуют так называемый композитный материал. Современные армированные композиты отличаются легкостью, прочностью и высоким уровнем защиты.
Мы выпускаем изделия различных классов защитной структуры в соответствии с действующими государственными стандартами: от самого низкого – противоударного, до самого высокого класса Бр‑5. Такие изделия защищают пользователя при обстреле бронебойно-зажигательными пулями с дальности 10 метров из 7,62‑мм снайперской винтовки СВД или пулемета.
Сегодня Центр "Армоком" является единственным поставщиком Минобороны единых общевойсковых защитных бронешлемов 6Б47 и защитных комплектов для членов экипажей боевых машин 6Б48, которые были разработаны в рамках проведения опытно-конструкторской работы "Ратник".
Сегодня нашими специалистами отрабатываются новые технологии для производства средств бронезащиты. В частности, нами разработана и успешно внедряется на производстве компрессионно-намоточная технология, которая позволяет получить более тонкий и легкий композит.
Известно, что арамидная нить прочнее стальной нити такого же диаметра приблизительно в четыре-пять раз. Даже тонкую арамидную нить порвать руками практически невозможно, но, если на ней завязать узелок, то она легко разорвется. В любой ткани нити располагаются в двух направлениях – по утку и по основе. Переплетения нитей утка и основы, по сути, являются такими "узелками", которые являются слабым местом защитной тканевой структуры.
Если же наматывать непрерывную нить, покрытую связующим составом, то подобных переплетений удастся избежать. За счет этого мы получаем значительно более тонкий и легкий композит, который в комплексе с другими защитными материалами позволит обеспечить необходимый уровень защиты пользователя.
– Какие средства защиты разрабатывает сегодня ваше предприятие для экипировки солдата будущего "Сотник"? Чем будет по вашему мнению принципиально отличаться от нее перспективная экипировка "Легионер", НИР по которой планируется открыть в ближайшее время?
– Тут я вас должен поправить, как таковой боевой экипировки нового поколения "Сотник" сегодня не существует. После окончания научно-исследовательской работы "Ратник-3", ОКР "Сотник" не была открыта в силу ряда причин. Точнее говоря, ОКР "Сотник" была разбита на несколько опытно-конструкторских работ: в одной разрабатывались новые боеприпасы, в другой – оружие, а в третьей собственно экипировка, конкретно она начата не была.
Сегодня идет подготовка технического задания для старта НИР "Легионер", в результате которой у нас должно появиться куда более интересное изделие. В рамках этого проекта мы планируем в том числе проработать возможность создания модульного бронешлема, в котором будет совмещено сразу несколько передовых решений, в том числе технология дополненной реальности, то есть в поле зрения солдату будет выводиться различная информация об обстановке на поле боя, сигналы управления и предупреждения об опасности.
Для этого в шлеме будут установлены датчики, которые позволят бойцу понять, целится ли в него снайпер, или осуществляется наведение других образцов высокоточного оружия. Также будет рассмотрена возможность сделать шлем герметичным и оборудовать его системой радиационной, химической и биологической защиты.
– Сможет ли этот шлем синхронизироваться с коптерами?
– Функции шлема будут зависеть от требований заказчика. Благодаря технологиям дополненной реальности на шлем можно будет вывести в том числе изображение с коптера, военный сам сможет управлять беспилотником.
В рамках проекта "Легионер" также предусматривается разработка антропоморфного экзоскелета: бесконечно увеличивать уровень защиты при существующих технологиях и материалах означает также бесконечно наращивать массу брони и экипировки, а физические возможности человека ограничены. Экзоскелет значительно разгрузит военнослужащего и позволит нести больше полезной нагрузки.
– Как учитывается сегодня специалистами "Армокома" опыт специальной военной операции? Какие элементы экипировки российских бойцов оказались наиболее уязвимыми, ведется ли их доработка?
– Информация по данной теме, которой владеем мы и заказчик в лице военного ведомства, по понятным причинам не может быть обнародована в СМИ. Естественно, мы стараемся отслеживать эксплуатацию наших изделий. Отзывы, которые мы сегодня получаем от её пользователей, исключительно положительные.
Здесь надо отдельно отметить, что поставляемые нами в войска шлем 6Б47 является самым легким среди армейских бронешлемов ведущих военных держав. Например, общевойсковой бронешлем американской армии весит на 200 грамм больше нашего, при этом защитные характеристики у них одинаковые, то есть 1,2 килограмма против одного килограмма у нас. Немецкие и французские шлемы весят еще больше.
Такая разница объясняется тем, что наши технологии в области композитных материалов еще пока никому не удалось повторить. Мы не стоим на месте и хотим еще больше облегчить наши шлемы. Так, нами разработан перспективный образец весом всего 700 грамм, правда, пока о массовой постановке таких шлемов на серийное производство говорить еще рано.